Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова"

О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах

Основная образовательная программа начального общего образования
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Об уровне образования
Описание

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ «Цент образования им. Первого Президента Чеченской Республики, Героя России А-Х. Кадырова» (далее образовательная организация) разработана в соответствии с:

 Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №286 (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024г. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»);

 Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372 (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024 (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»);

 Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

 Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;

 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

 Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июня 2025 г. № ОК-1656/03 «О направлении рекомендаций по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования с целью повышения качества образования».

Также при реализации ООП НОО учтены требования:

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

Постановления Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования».

Приложением 3 к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.

Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к ней регламентируются законодательством.

Основная образовательная программа начального общего образования является официальным документом и размещается на официальном сайте ГБОУ «ЦО им. А-Х. Кадырова». Основная образовательная программа начального общего образования утверждается приказом директора, изменения/дополнения в настоящую программу вносятся в случае необходимости отдельным приказом в соответствии с правилами делопроизводства в ГБОУ «ЦО им. А-Х. Кадырова».

Все изменения фиксируются в листе регистрации изменений (Приложение 5).

Основная образовательная программа начального общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Общие положения 

 

1

Целевой раздел

 

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Общая характеристика ООП НОО

5

1.3.

Общая характеристика планируемых результатов освоения ООП НОО

5

1.4

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

НОО

6

2

Содержательный раздел

 

2.1.

Рабочие программы учебных предметов

14

 

Русский язык

14

 

Литературное чтение 

38

 

Родной язык (чеченский)

59

 

Литературное чтение на родном (чеченском) языке

83

 

Иностранный язык (английский)

106

 

Математика 

128

 

Окружающий мир

146

 

Основы религиозных культур и светской этики

161

 

Изобразительное искусство 

175

 

Музыка

196

 

Технология 

232

 

Физическая культура

250

2.2.

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности

 

2.2.1.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Тропинка в профессию»

261

2.2.2.

Рабочая       программа     учебного     курса     внеурочной      деятельности 

«Функциональная грамотность»

272

2.2.3.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Театральная студия»

278

2.2.4.

Рабочая       программа     учебного     курса     внеурочной      деятельности

"Занимательная математика»

281

2.2.5.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по  «Разговор о важном»

287

2.2.6.

Рабочая       программа     учебного     курса     внеурочной      деятельности

"Занимательная грамматика»

292

2.3.

Программа формирования УУД

 

2.3.1.

Значение      сформированных    универсальных    учебных    действий     для

успешного обучения и развития младшего школьника                              

295

2.3.2.

Характеристика УУД

296

2.3.3.

Интеграция предметных и метапредметных требований как механизм конструирования современного процесса образования

296

2.3.4.

Место универсальных учебных действий в рабочих программах                   

 
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего114
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП СОО)
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
5
Об уровне образования
Описание

1.1. Пояснительная записка

Цели реализации ООП СОО

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
          становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
          достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
Задачи  реализации ООП СОО
Задачи  реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
          формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
          сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
          обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
          обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
          обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
          установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
          обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
          развитие государственно-общественного управления в образовании;
          формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
          создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию ООП СОО
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
          формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
          проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
          активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
          построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей  (законных представителей); материальной базы как средства системы образования,  в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
     с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
     с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными:
     с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
     с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
     с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Основная образовательная программа среднего общего образования в ГБОУ  «Центр образования  имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова»сформирована с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного управления ГБОУ  «Центр образования  имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова». Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ  «Центр образования  имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова» сформирована в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................................................................

6

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................

9

1.1.

Пояснительная записка .........................................................

10

1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО ……....

14

1.2.1.

Планируемые личностные результаты освоения ООП СОО …………….

14

1.2.2.

Метапредметные результаты освоения ООП СОО ……………..........

19

1.2.3.

Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО .........................................................................................................

22

1.2.3.1.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Русский язык и литература»…………………………………….....

24

1.2.3.2.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Родной язык и родная литература» …………………………….

34

1.2.3.3.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Иностранные языки» ……………………………………………......

45

1.2.3.4.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Общественные науки» …………………………………………......

55

1.2.3.5.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Математика и информатика» ………………………………….....

82

1.2.3.6.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Естественные науки» ……………………………………………......

129

1.2.3.7.

Планируемые результаты и содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» ………………………………………………

146

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП СОО.......................................................................................

161

1.3.1.

Общие положения………………………………………………............

161

1.3.2.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов…………………………………………........

164

1.3.2.1.

Особенности оценки личностных результатов ………………..

164

1.3.2.2.

Особенности оценки метапредметных результатов …………

165

1.3.2.3.

Особенности оценки предметных результатов………………...

166

1.3.2.4.

Организация и содержание оценочных процедур……………

167

1.3.2.5.

Государственная итоговая аттестация обучающихся……….

169

1.3.2.6.

Особенности оценки индивидуального проекта …………….

171

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .................................................

174

2.1.

Программа развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) на уровне СОО, включающая формирование компетенций обучающихся в области научно-исследовательской и проектной деятельности …….................................................................................................

175

2.1.1.

Цели и задачи программы, включающие учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их УУД; описание места Программы и ее роли в реализации требований ФГОС СОО …....

175

2.1.2.

Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места УУД в структуре образовательной деятельности ……………………………………..........

178

 
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего49
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
2
Об уровне образования
Описание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1.1. Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).

Достижение поставленных целей при разработке и реализации Центром образования основной образовательной программы предусматривалось решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие Центра образования при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональ-ная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессиональ-ного образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

 

 

 

1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования лежат следующие принципы и подходы:

§ системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

§ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

§ учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

§ разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

§ преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;

§ обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;

§ принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

§ принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиями действующих санитарных правил и нормативов.

Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

§ с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и опера-ционно-технического компонентов, к новой внутрен-ней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постанов-ку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществ-ление контрольных и оценочных действий, инициа-тиву в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

§ с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

§ с овладением коммуникативными средствами и спосо-бами организации кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучаю-щихся с учителем и сверстниками.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания — представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

 

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9

классы), характеризуется:

§  бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

§  стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

§  особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

§  обостренной в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

§  сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

§  изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации.

Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

1.1.1.Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования  5

1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования. 7

1.1.3.Общая характеристика примерной основной образовательной программы основного общего образования. 9

1.2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 10

1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 14

1.3.1. Общие положения. 14

1.3.2. Особенности  оценки  метапредметных  и  предметных результатов  16

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур. 23

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   27

2.1.ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ   27

2.1.1. РУССКИЙ ЯЗЫК.. 27

2.1.2. ЛИТЕРАТУРА.. 93

2.1.3. РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) 137

2.1.4. РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) 191

2.1.5. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.. 228

2.1.6. ИСТОРИЯ.. 303

2.1.7. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.. 362

2.1.8. ГЕОГРАФИЯ.. 407

2.1.9. МАТЕМАТИКА.. 454

2.1.10. ИНФОРМАТИКА.. 502

2.1.11. ФИЗИКА.. 526

2.1.12. БИОЛОГИЯ.. 563

2.1.13 ХИМИЯ.. 611

2.1.14. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.. 636

2.1.15 МУЗЫКА.. 683

2.1.16. ТЕХНОЛОГИЯ.. 722

2.1.17 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА773

2.1.18. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8-9 КЛАССЫ) 807

2.2.  ПРОГРАММА  ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ   УЧЕБНЫХ   ДЕЙСТВИЙ   У   ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 839

2.2.1. Целевой раздел. 839

2.2.2. Содержательный раздел. 841

2.2.3. Организационный раздел. 871

2.3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.. 873

2.3.1. Пояснительная записка. 873

2.3.2. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса  874

2.3.3. Цель и задачи воспитания. 876

2.3.4. Виды, формы и содержание деятельности  883

2.3.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы   911

2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ... 913

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего151
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли

Об учебном плане

Учебный план на 2025-2026 учебный год
Описание

 

Учебный план начального общего образования на 2025-2026 учебный год (далее - учебный план ООП НОО) является частью ООП НОО и составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО (п.25) к процентному соотношению ОПП НОО (объём обязательной части программы составляет 80%, а части, формируемой участниками образовательных отношений 20% от общего объёма программы), санитарно-эпидемиологическими требованиями СП 2.4.3648-20 (п.3.4.16) (объём обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%).

При составлении учебного плана ООП НОО согласно ч. 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязательной части учебного плана предусмотрено непосредственное применение (в том числе и количество часов по ФУП) федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)».

Таким образом общий объём ООП НОО составляет 3692 академических часов (100%) из них: обязательная часть 80% = 2966 ак.ч (аудиторная нагрузка), часть, формируемая участниками образовательных отношений 20% = 726 ак.ч.

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из внеурочной деятельности, которая составляет 726 ак.ч. Также соблюдены требования норм СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 6.6) к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе.

 

 

Учебный план основного общего образования на 2025-2026 учебный год (далее – учебный план ООП ООО) является частью основной образовательной программы основного общего образования и составлен в соответствии с требованиями:

 – Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 287 (с изменениями на 01.09.2024г.);

– Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. № 370 (с изменениями на 01.09.2024г.);

– Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

 – Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;

– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и дополнениями);

– Приказа Минпросвещения от 22 марта 2021 года № 115 «О утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 1.09.2024г.).

При составлении учебного плана ООП ООО согласно ч. 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязательной части учебного плана предусмотрено непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)».

Учебный план ООП ООО, на основании заявлений родителей (законных представителей) с ознакомлением обучающихся 5-9 классов, включает изучение родного языка (чеченского) и родной литературы (чеченской). На основании ст. 12 ч.6.2. ФЗ -272 «Об образовании в Российской Федерации» перераспределены часы в пользу изучения учебных предметов «Родной язык (чеченский)» и «Родная литература (чеченская)», из учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура»).

Для достижения планируемых результатов по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура» и «Музыка» часы в 5-9 классах будут реализованы за счет уплотнения тем.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из курсов внеурочной деятельности, которая составляет 1190 ч. Также соблюдены требования норм СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 6.6) к учебной нагрузке при 5- дневной учебной неделе.

Продолжительность учебного года в 5-9 классах предусмотрена на 34 учебные недели.

 

Последняя 34 неделя учебного года, с 25 мая по 29 мая 2026 года, в целях обеспечения достижения планируемых результатов освоения ООП ООО согласно требованиям обновленного ФГОС ООО посвящена защите муниципального проекта «MetaSkillX: Развитие вне школы», направленного на развитие метапредметных навыков и функциональной грамотности обучающихся через использование городской образовательной среды.

 

Учебный план среднего общего образования на 2025-2026 учебный год (далее – учебный план ООП СОО) является частью основной образовательной программы среднего общего образования и составлен в соответствии с требованиями:

¾              Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

¾              Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 287 (с изменениями);

¾              Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

¾              Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №93 от 12.02.2025г. «О внесении изменения в подпункт 18.3.1 пункта 18.3 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

¾               Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.

¾              Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

¾              Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;

¾              Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и

дополнениями);

– Приказа Минпросвещения от 22 марта 2021 года № 115 «О утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 1.09.2024г.).

При составлении учебного плана ООП СОО согласно ч. 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязательной части учебного плана предусмотрено непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)».

 Учебный план среднего общего образования на 2025-2026 учебный год (далее - учебный план ООП СОО) является частью ООП СОО.

 Учебный план ООП СОО на 2025-2026 учебный год на основании заявлений по выбору родителей (законных представителей) с ознакомлением обучающихся 10-11 классов включает изучение родного языка (чеченского) и родной литературы (чеченской).

Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные недели.

 

Последняя 34 неделя учебного года, с 25 мая по 29 мая 2026 года, в целях обеспечения достижения планируемых результатов освоения ООП СОО согласно требованиям обновлённого ФГОС СОО посвящена защите муниципального проекта «MetaSkillX: Развитие вне школы», направленного на развитие метапредметных навыков и функциональной грамотности обучающихся через использование городской образовательной среды.

 

Учебный план
Скачать
Срок действия
31.05.2026

О календарно-учебном графике

Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Описание

   Календарный учебный график составлен в соответствии:

-          с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-           СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-           СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

-          ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;

-          ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.

-          ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобнауки от 17.12.2010 № 1897;

-          ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.

-          ФГОС СОО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;

-          ФОП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371

 

Согласно производственным календарям на 2025г. и 2026г. Нерабочие праздничные дни федерального уровня:

Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены следующие нерабочие праздничные дни в Российской Федерации:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января 2026 года – Новогодние каникулы;

7 января 2025 года – Рождество Христово;

23 февраля 2025 года – День защитника Отечества;

8 марта 2025 года – Международный женский день;

1 мая 2025 года – Праздник Весны и Труда;

9 мая 2025 года – День Победы;

4 ноября 2025 года – День народного единства.

Перенос выходных дней:

3 ноября 2025г.;

31 декабря 2025 г.;

24 февраля 2025 г.;

9 марта 2026г.;

4,5,11 мая 2025 г.

Региональные нерабочие праздничные дни:

23 марта - День Конституции Чеченской Республики (Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 24 марта 2003 г. № 34 «О Дне Конституции Чеченской Республики» (ежегодный нерабочий, праздничный день);

16 апреля - День мира в Чеченской Республике Указ Президента Чеченской Республики от 4 мая 2009 г. № 155 «Об объявлении 16 апреля Днем мира в Чеченской Республике» (ежегодный нерабочий, праздничный день);

20,21,22 марта 2026 года – Ураза Байрам (Указ Главы ЧР издается ежегодно).

В целях реализации учебного плана ООП в полном объеме рекомендуется использовать резервные часы программы, объединение смежных тем, самостоятельное изучение несложных тем 

 

 

Календарно-учебный график
Скачать
Срок действия
31.05.2026

О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа

Аннотации к рабочим программам

Аннотации к рабочим программам
Скачать

Численность обучающихся

В организации В каждой параллели
1234567891011
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Всего 365 4736354725371937332623
Свободно 0 00000000000
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
За счет средств физического и (или) юридического лица Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
Всего Всего 365 4736354725371937332623
Свободно 0 00000000000

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Скачать